Некоторые правила и советы по сборке, ремонту и эксплуатации байдарки "Таймень"
Оболочку из прорезиненной ткани можно проклеить - приклеить к ней по ближайшим стрингерам и с наружной стороны по кильсону полосы (леи) по всей длине. Полосы шириной 7 сантиметров необходимо нарезать из прорезиненной ткани.
Для прохождения рек с порогами леи лучше делать из толстой резины, к примеру, из камеры КАМАЗа. Клеить нужно резиновым или иным клеем, не ломающимся после высыхания (например, "Моментом"). Для уменьшения массы байдарки при водно-пеших походах дома рекомендуется оставить сидушки из фанеры и руль, а оболочку поменять на весящую меньше из ПВХ. Кроме того, следует знать, что "Таймень-3" в весовом отношении выгодней двухместной, так как на каждого пассажира приходится меньше веса байдарки. В одинарную упаковку рюкзак можно поместить полностью всю байдарку. Если при разборке или сборке байдарки требуется существенная физическая сила (использование топора, молотка, зубила), то это значит, что данный процесс осуществляется неправильно или имеет место деформация каркаса (деталей).
Каждая соединяемая деталь (кильсон, фальшборт, стрингеры) в точке и во время разъединения (соединения) не должна иметь изгиба. Купив байдарку и обнаружив, что соединяемые детали в точке (месте) соединения погнуты, надо это место ПЕРЕД СБОРКОЙ выпрямить, причем не молотком или топором, а об колено (крайне нежно!), соединив предварительно обе детали. Исключением можно назвать разъединение при разборке плавсредства шпингалетов стрингеров, они могут после продолжительного путешествия засориться. В такой ситуации невозможно, взявшись за штифт шпингалета двумя пальцами, сдвинуть его. Но это с легкостью делается, если воспользоваться коромыслом от байдарочного румпеля, в котором есть два отверстия (предназначенных для веревок к педалям), имеющие диаметр, который равен толщине ручки (штифта) шпингалета.
Когда сборка байдарки производится после прохладной ночи, то шкура (оболочка) из полихлорвинила должна перед сборкой нагреться на солнце, в противном случае она может порваться или при "надевании" поломать каркас. Все продукты и намокаемые вещи нужно упаковывать в гермоупаковку и класть в грузовое отделение судна так, чтобы при перевороте (аверкиле) они не выпали - и вещи останутся целы и, что важнее всего, не утонет байдарка. Для этих целей рекомендуется использовать лишь цилиндрические гермоупаковки, они хорошо подходят для грузового отделения – например, две по восемьдесят литров для одежды, а также положенная в спальный коврик палатка, другие коврики.
Вначале необходимо продольно в грузовое отделение уложить два самых габаритных цилиндра, а потом, уплотняя палаткой, распереть (раздвинуть) их так, чтобы гермоупаковки поместились под деку за фальшборт. Чрезвычайно удобна сверху - пара страховочных (с крючками из металла на концах) китайских круглых резинок. Под них (не снимая) можно во время путешествия засунуть сапоги, штормовку, фотоаппарат, гитару и т.п.
При прохождении сложных маршрутов продукты в банках, бутылках и других гермоупаковках лучше упаковывать в какие-нибудь ящики (или коробки из картона в полиэтиленовых мешках), что очень удобно при выгрузке-погрузке на воде и использовании этой тары на стоянке в качестве стола. Гермоупаковкой для продуктов обычно служат пет-бутылки и емкости из бумаги от молочных продуктов, их с деревянными ящиками после похода можно сжечь. Заклеивать дырочки в днище во время путешествия надо только в том случае, если надоело вычерпывать воду, в противном случае можно невзначай загубить отдых. Скорость движения плавсредства зависит не от частоты и силы гребли, а от ее непрерывности.
Нужно также правильно пользоваться силой течения (уметь "идти в струе"). Предельная скорость штатной "Таймени-3" (с проклеенным днищем) вниз по реке, имеющей слабое течение, достигает 13 километров/час, а если грести в обычном ритме - 8 километров/час. Предельная скорость "Таймени-2" ниже, чем у трехместной, а если шкура (оболочка) из ПВХ – наоборот, выше, чем у заводской. Груженую байдарку труднее перевернуть на воде, так как центр тяжести располагается ниже, чем физический центр судна. Поэтому экипажу рекомендуется посадочное место устраивать как можно ниже (не садиться на рюкзаки). Спустить на воду и загрузить на берегу груженую байдарку проще, чем загружать ее на воде. То же самое относится и к разгрузке. Иногда обносить препятствия легче, не разгружая судно.
Шесть человек с легкостью могут нести груженую байдарку, держа ее за нос, корму и фальшборт. Чем больше скорость байдарки в пороге, тем сильнее будет удар при посадке на камни, и тем больше дырка в днище. Потому, при прохождении мелких порогов, рекомендуется табанить (грести назад), уменьшая этими действиями скорость байдарки относительно берега. Прохождение препятствий таким способом называется "прохождение на отрицательной скорости" (по отношению к воде), оно требует особого мастерства и тренировок. К примеру, если при подобном движении корма погружена в воду больше, чем нос (допустим, капитан судна высадил матроса и в одиночку проходит порог), то речное течение все время будет разворачивать байдарку кормой вперед. В такой ситуации нужно или двигаться на положительной скорости, или капитан должен пересесть в центр байдарки (загрузить ее нос).
Заводские шплинты (с отверстиями), которые соединяют части кильсона байдарки, нужно привязать к кильсону, в противном случае они потеряются в траве во время стоянки, когда судно переворачивают кверху дном. Когда судно разобрано и упаковано, шплинты (или болты с гайками) лучше хранить в заводских отверстиях, хорошенько при этом их закрепив. В случае ремонта в условиях похода один топор используют как наковальня, а другой - как молот. Это необходимо для работы с деталями из металла, например, чтобы удлинить старые деформированные алюминиевые заклепки, а также для самой клепки. Чтобы в походных условиях заменить заклепку, можно извлечь ее из второстепенных деталей (к примеру, сидений) или заменить их болтами с гайками и даже гвоздями (что хуже), для чего нужно загнуть острый конец.
Для правильной комплектации ремнабора нужно знать, что все испорченные заклепки есть возможность заменить болтами четырехмиллиметровым диаметром и 25-45 миллиметровой длиной (с гайкой). Заклепки из стали с кнопками из алюминия на конце штевней допускается заменять аналогичными заклепками (указанных размеров) с кнопками, содранными с кормового кильсона (их можно выбить гвоздем), предназначенными для педальной площадки румпеля, или шурупами со шляпкой необходимого диаметра. После того, как заклепки заменены, все болты есть возможность расклепать на гайке, тогда гайка в дальнейшем не открутится. Утерянные шарниры (шплинты) заменяются болтами 5-6 миллиметровым диаметром и 30-40 миллиметровой длиной (с гайкой).
Осуществляя ремонт в домашних условиях, заклепки для крепления к кильсону шпангоутов можно позаимствовать со старых шпангоутов лодки "Салют", а в условиях похода - временно заменить шурупами нужного диаметра. Завершив поход, нужно как можно быстрее хорошенько просушить оболочку (например, на балконе в течении 3-4 суток), особенно если верх оболочки сделан из брезента. Иначе к следующему сезону она сгниет. После путешествия на море каркас должен быть промыт в пресной воде, в противном случае соль за год его сильно "поест".